Использование свободного программного обеспечения в общеобразовательной организации на базе центра формирования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста»
Доклад "Использование свободного программного обеспечения в общеобразовательной организации на базе центра формирования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста»".
Автор: Шишунов Иван Викторович, учитель информатики МОУ Квашёнковской СОШ Талдомского г.о. Московской обл.
Тезисы к докладу на 15-ую Всероссийскую конференцию "Свободное программное обеспечение в высшей школе".
Аннотация
В докладе излагается опыт установки операционной системы Альт Образование 9 на оборудование, поставленное в школу в рамках федерального проекта «Точка роста», а также анализируются возможности использования на этом оборудовании свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности.
Введение
В этом учебном году наша школа стала участником федерального проекта «Точка роста» [4], в рамках которого мы получили новое современное оборудование c предустановленным комплектом программного обеспечения на базе операционной системы <Windows 10>. Было принято решение о проведении работ по выявлению возможности организации образовательного процесса с использованием этого оборудования на базе операционной системы из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [1] на основе ядра <Linux>. В качестве такой операционной системы была выбрана <Альт Образование 9> [3], включающая в себя широкий набор образовательного программного обеспечения.
Установка Linux
В рамках решаемой задачи необходимо было сохранить на компьютерах из поставки предустановленную операционную систему <Windows 10>.
Общая последовательность действий для каждого из тестируемых компьютерных устройств была такой:
- В самом начале работы необходимо было сжать том (самый большой раздел жёсткого диска) для выделения свободного дискового пространства, что было успешно проделано штатными средствами системы <Windows> (<Управление> → <Управление дисками>).
- После этого выполнялась загрузка с установочной флэшки <Альт Образование 9> в режиме <UEFI> и создавались в неразмеченном пространстве жёсткого диска 2 раздела: <efi> с файловой системой <FAT32> объёмом 500 Мб для установки загрузчика <grub>, а также стандартный раздел <Linux> c файловой системой <ext3/4>.
Результаты установки для каждого устройства получились разными.
Учительский ноутбук-трансформер <HP Pavilon x360>: в <BIOS> компьютер несколько раз предупреждал о попытке загрузиться с флэшки и даже попросил ввести контрольный код с экрана, но после этого установка прошла успешно.
Ученический ноутбук-транформер <3Logic Lime ED20PA2> (10 штук): установка прошла успешно, однако сенсор экрана и тачпад не заработали.
На игровой ноутбук <Asus FX505G> (для VR-очков) <Альт Образование 9> установить не удалось, программа установки зависла на этапе сохранения настроек (перед установкой загрузчика). На данном ноутбуке два физических жёстких диска, и диск <WDC> 256 Гб, на котором установлена система Windows, на этапе установки не определяется. Попытка установить <Linux> на другой жёсткий диск <HGST> 1 Тб приводит к вышеописанным результатам. Таким образом, проверить работу VR-очков на операционной системе <Альт Образование 9> не удалось.
Интерактивная панель <Promethean ActiveBoard> оснащена съёмным вычислительным блоком <Giada>, который превращает устройство в огромный моноблок. Здесь при установке <Linux> возникли большие проблемы. Жёсткий диск этого устройства имеет разметку в формате <MBR>, но при этом загрузка операционной системы Windows проходит в режиме <UEFI>. После нескольких неудачных попыток установка всё же прошла успешно, помогло создание раздела <efi> в файловой системе <FAT16> (вместо <FAT32>). Далее выяснилось, что <grub> не нашёл загрузчик <Windows>, так что единственным вариантом выбора операционной системы на этом устройстве является смена порядка загрузки в <BIOS>. Кроме того, после установки пришлось восстанавливать загрузку <Windows> с помощью загрузочного диска [6]. При работе в <Linux> сенсор экрана работает, но не реагирует на двойное нажатие, то есть, например, файл с помощью сенсора можно выделить, но нельзя открыть. На официальном сайте <Promethean> [2] можно скачать драйвер устройства <Active Driver> и программное обеспечение <Active Inspire> под <Linux>, но только для <Ubuntu>. На <Alt Linux Wiki> [5] есть статья о том, как собрать пакеты под <Alt Linux> для 7-ой и 8-ой платформ. Следуя данной инструкции, у меня получилось установить только программу <Active Inspire>, но без драйвера устройства <Active Driver>. Ссылки на готовые файлы в конце статьи, к сожалению, оказались битыми (ошибка 404).
Подводя итог, можно сказать, что операционную систему <Альт Образование 9> удалось установить на все компьютерные устройства, кроме одного. Принято решение обратиться в службу технической поддержки за помощью в решении возникших проблем.
Использование свободного программного обеспечения в работе центра
В нашем центре «Точка роста» компьютеры используются в основном для преподавания школьного курса информатики, а также для организации внеурочной деятельности обучающихся по программированию, созданию компьютерной анимации, 3D моделированию и инженерному дизайну.
В Таблице 1 приведен перечень программного обеспечения, используемого на занятиях с обучающимися.
Таблица 1. Перечень используемого ПО на занятиях в центре «Точка роста» |
Получены первые результаты апробации
Для использования 3D-принтера <Hercules> достаточно программы, умеющей генерировать G-код 3D-моделей, например, <Slic3r>, которая была установлена с помощью менеджера пакетов <Synaptic>. Работа <Slic3r> была успешно протестирована и ничем не отличается от работы этой же программы в <Windows>. Для создания самих 3D-моделей в операционной системе <Альт Образование 9> есть <Blender>, а для проектирования по чертежам — <FreeCAD>. Сможет ли <FreeCAD> адекватно заменить <Компас 3D>, который мы на данный момент используем для подготовки к участию в соревнованиях <Junior Skills> (компетенция <Инженерный дизайн>) — пока непонятно, будем пробовать.
Протестировав программу создания 2D компьютерной анимации <Synfig Studio> в составе <Альт Образование 9>, которая является базовой в работе творческого объединения «<Квашёнки Пикчерс>», можно сказать, что она стала работать стабильнее по сравнению с предыдущими платформами и версией для <Windows>. Но вышеупомянутый минус — нерабочий сенсор экрана на ученических ноутбуках, и, соответственно, невозможность рисовать стилусом, — не позволяет в данном виде внеурочной деятельности полностью перейти на свободное программное обеспечение.
Однако стоит отметить, что для освоения школьной программы по предмету «Информатика» свободного программного обеспечения, входящего в состав <Альт Образование 9>, вполне достаточно.
Список литературы
-
, Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [Электронный ресурс]. - — Режим доступа: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/, свободный.,
-
1: , Официальный портал поддержки компании Promethean [Электронный ресурс] / Страница загрузки программного обеспечения Active Inspire на официальном сайте Promethean. — Режим доступа: https://www1.support.prometheanworld.com/ru/download/activinspire.html, свободный.,
-
2: , Официальный сайт компании Базальт СПО. Страница «Операционное система Альт Образование» [Электронный ресурс]. - — Режим доступа: https://www.basealt.ru/education/ , свободный. ,
-
3: , Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 года № Р-23 [Электронный ресурс]. - — Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-01032019-n-r-23-ob-utverzhdenii/, свободный.,
-
, AltLinux Wiki [Электронный ресурс] / Интерактивная доска Promethean ActivBoard. — Режим доступа: https://www.altlinux.org/Интерактивная_доска_Promethean_ActivBoard, свободный.,
-
5: , Remontka.pro [Электронный ресурс] / Восстановление загрузчика Windows 10. — Режим доступа: https://remontka.pro/windows-10-bootloader-fix/, свободный.,
