Создание компьютерной анимации с помощью свободного программного обеспечения


Проектно-исследовательская работа.

Авторы:

  • Рубашкина Надежда, МОУ Квашёнковская СОШ, 8 класс
  • Шарова Виктория, МОУ Квашёнковская СОШ, 9 класс

 

Руководитель: Шишунов Иван Викторович, учитель информатики МОУ Квашёнковской СОШ


 

 

Если посмотреть титры в конце какого-нибудь мультфильма, то можно убедиться, что он является продуктом работы очень многих людей. Конечно, появление компьютера во многом упростило процесс создания анимации, но оборудование и программы, которые используются в этом процессе, стоят достаточно дорого. А что делать, если хочется сделать мультфильм самому или вдвоём с другом? Возможно ли это сделать на базе обычного школьного компьютерного класса?

Тема нашей проектно-исследовательской работы – создание компьютерной анимации с использованием свободного программного обеспечения. Сегодня большой популярностью пользуются 3d-мультфильмы, но нам больше нравятся мультфильмы в стиле аниме. Мы бы хотели сделать что-то похожее, поэтому в нашем проекте мы решили делать классическую 2d анимацию. Существует множество программ для создания анимации, но большинство из них имеет платную лицензию. Решено было использовать программу Synfig Studio, которая относится к свободному программному обеспечению и не имеет ограничений на использование в школе и дома, но при этом предоставляет пользователю широкие возможности для работы с векторной анимацией.

Выбирая тему будущего мультфильма, мы остановились на очень актуальной на сегодняшней день проблеме экологии. В нашей стране много мусорных свалок, которые наносят вред природе и всему живому. Своим мультфильмом мы хотим призвать людей задуматься о важности правильной утилизации отходов и о личном вкладе в это дело каждого человека.

Итак, цель нашей работы - создание мультфильма на экологическую тему.

Задачи:

  • изучение принципов создания мультипликационного фильма;
  • обучение навыкам работы в компьютерных программах по созданию компьютерной анимации, обработке видео и звука;
  • реализация творческих способностей;
  • привлечение внимания общества к проблеме утилизации отходов.

Основная часть.

На первом этапе необходимо было создать сценарий будущего мультфильма. Многие японские мультфильмы в стиле аниме сначала рисуются в виде манги (т.е. комикса), который является сценарием и одновременно содержит черновое изображение будущих персонажей и сцен. Мы также решили пойти по этом пути и нарисовали 52 эпизода манги, которые стали основой будущего мультфильма. Персонажей мы взяли из книг про котов-воителей группы британских писателей, работающих под общем псевдонимом Эрин Хантер, а сам сценарий придумали сами в ходе совместного обсуждения. Во время работы над рисованием манги роли немного разделились: Надя Рубашкина рисовала котов и делала черновые наброски сцен, а Вика Шарова обводила черновые наброски и рисовала человека.

На втором этапе проекта необходимо было записать звуковую дорожку к мультфильму: озвучить персонажей, подобрать музыку и разные звуковые эффекты: шорох, пение птиц и т.д. Для озвучки персонажей мы пригласили учащихся нашей школы, ну, и сами тоже поучаствовали в этом интересном и весёлом этапе проекта. В программе Audacity, которая также относится к свободному программному обеспечению, была создана звуковая дорожка к первым двум минутам мультфильма.

Третий этап работы над мультфильмом – самый долгий и самый сложный – это создание компьютерной анимации в программе Synfig Studio. Когда каждый персонаж был отрисован и сохранён в отдельный файл, мы приступили к созданию ключевых кадров для каждой сцены, а также фонов. На этом этапе мы обе в основном работали вместе на одном компьютере под руководством нашего научного руководителя, в процессе работы изучая принципы работы в программе. Например, для анимации движения котов использовалась скелетная анимация. Принцип скелетной анимации заключается в том, что определённая группа слоёв насаживалась на так называемые «кости», что в значительной степени упрощало анимацию.  Во время работы нам пришлось на своём опыте убедиться в том, что создание анимации – долгий и кропотливый труд. К тому же, программа Synfig Studio не является коммерческой программой, и поэтому работает не так стабильно и быстро, как этого хотелось бы. Тем не менее, мы не собирались бросать проект и добились определённого результата – создали первую часть мультфильма продолжительностью 2 минуты. Окончательное сведение и обработка видео и аудиодорожек, а также создание подписей и титров осуществлялось в программе Video Pad Video Editor.

Заключение.

Мы начали работу над проектом в январе 2018 года. Обычно мы собирались 1 раз в неделю после уроков за исключением летних каникул. За год с небольшим нам удалось сделать сценарий будущего мультфильма в форме манги, записать звуковую дорожку и создать 2 минуты мультфильма. В наших планах продолжить работу и сделать продолжение. При этом мы уже получили определённые знания и навыки, необходимые для этой работы, поэтому надеемся, что процесс создания анимации будет проходить быстрее. Возможно, нам удастся привлечь ещё учащихся для работы над проектом. Последние версии мультфильма находятся в открытой группе ВКонтакте в видеоальбоме по адресу: https://vk.com/videos-88075254?section=album_1

Библиографический список:

Приложение:


Презентация к докладу (pptx)

Доклад (docx)

Текст выступления (docx)

Создание компьютерной анимации с помощью свободного программного обеспечения