Программа развития школьного спортивного клуба


1. Название  программы.

Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения "Развитие школьного спортивного клуба в МОУ Квашёнковской СОШ".

2. Авторы-разработчики.

Автор-разработчик  программы: Шишунов Иван Викторович – учитель физической культуры и тренер-преподаватель спортивных секций МОУ Квашёнковской СОШ.

3. Обоснование актуальности, цели и задачи программы.

3 марта 2016 года в Талдомском районе Ирина Роднина, трехкратная олимпийская чемпионка и депутат Государственной Думы, вместе с главой Талдомского района Владиславом Юдином в торжественной обстановке открыли муниципальную школьную спортивную лигу. Проект является частью большой кампании по развитию школьного спорта и реализуется в рамках федеральной программы "Доступный спорт". "Наша цель - вовлечь в занятия спортом максимальное количество детей и подростков. Наличие в каждой школе своего спортивного клуба, со своим названием и своим девизом, с регулярными соревнованиями и турнирами между школами и будет способствовать реализации этой задачи", – сказала Ирина Роднина.  По мнению именитой спортсменки, каждая школа может превратиться в спортивный клуб – со своей эмблемой, девизом, группой поддержки, болельщиками, журналистами. И выходить на состязания не как «команда школы номер такой-то», а носить при этом какое-то яркое название. Такое, как в Европе. «Молодые львы», например. Или что-то подобное. Подобная организация школьного спорта по задумке решала бы три главные задачи. Это позволит вырастить работоспособного, выносливого человека, научить его вести себя в амбициозном коллективе, привить зачатки правового воспитания. Как пояснила Роднина, «в каждом виде спорта существуют свои правила, и добиться результата можно, только соблюдая эти правила. А их случайное или намеренное нарушение влечет наказание нарушителя и потери для всей команды».

В нашей школе школьный спортивный клуб (далее ШСК) был создан в 2014 году. На начало 2016 года он включает в себя 12 команд по 5 видам спорта – мини-футболу, волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике и лыжным гонкам. Клуб имеет название («Каскад»), эмблему, устав. Несмотря на уже проделанную работу, школьный спортивный клуб всё ещё находится на начальном этапе развития, в его работе имеются недостатки, которые необходимо исправлять. Этому и посвящена данная программа.

Цели программы:

Ежегодное увеличение процента учащихся, систематически участвующих в составе школьных спортивных команд в соревнованиях различного уровня, увеличение объёма работы Совета ШСК, улучшение результатов в районной спартакиаде и других соревнованиях

 Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся потребность в систематических занятиях спортом.
  2. Формирование у учащихся осознанного, мотивированного отношения к улучшению и сохранению своего здоровья средствами физической культуры и спорта
  3. Повышение престижа школьных спортивных команд среди учащихся, населения.
  4. Сохранение и преумножение школьных спортивных традиций.
  5. Развитие у учащихся чувства гордости за свою школу, родное село.
  6. Создание условий для повышения двигательной активности и укрепления здоровья школьников.
  7. Создание условия для успешной социализации различных категорий обучающихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
  8. Выявление  талантливых детей для их дальнейшего целенаправленного занятия спортом.
  9. Способствовать развитию спортивного образования среди школьников, родителей, педагогов, жителей поселения.

4. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы: 2016 - 2018 годы.

Этапы реализации программы:

1 этап:  подготовительный (1-ая половина 2016 уч.г.)

  • анализ уровня работы ШСК;
  • диагностика уровня физического развития учащихся (сдача нормативов);
  • изучение потребностей обучающихся и их родителей в работе секций и ШСК;
  • привлечение учащихся, родителей и социальных партнёров школы к проблемам развития ШСК;

2 этап - апробационный (2016-2017, 2017-2018 уч.г.)

  • внедрение новых форм и методов работы ШСК;
  • выявление наиболее эффективных форм работы ШСК;
  • организация и проведение школьных спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • участие школьных команд в различных матчах, соревнованиях, турнирах,
  • улучшение материально-технической базы спортивного зала и спортивных площадок.

3 этап:  контрольно-обобщающий (2-ая половина 2018 г.)

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;
  • выявление перспектив дальнейшего развития;
  • распространение положительного опыта школы по реализации программы.

5. Содержание программы.

Содержание программы определяется системой программных мероприятий, предусматривающей мероприятия по направлениям как уже реализуемым, так и выделяемым непосредственно для достижения целей программы.

НАПРАВЛЕНИЕ 1. «Деятельность Совета ШСК по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы».

Увеличение количества школьных спортивных мероприятий, а также их качественной составляющей, напрямую зависит от количества организаторов этих мероприятий, а также от степени их заинтересованности и ответственности. В подготовку и проведение различных школьных мероприятий могут и должны включаться все члены Совета ШСК. Это может быть как помощь учителю физкультуры (например, в судействе соревнований), так и самостоятельные подготовка и проведение различных традиционных или новых спортивных мероприятий. Совет ШСК обязательно должен участвовать в составлении ежегодного плана физкультурно-спортивной работы в начале учебного года,  обеспечивать его дальнейшее выполнение. Также с помощью Совета ШСК может быть организованы выступления групп поддержки команд на школьных и районных спортивных мероприятиях.

НАПРАВЛЕНИЕ 2. «Участие школьных спортивных команд в соревнованиях различного уровня».

Школьные спортивные команды традиционно участвуют во всех этапах районной спартакиады школьников, соревнованиях по мини-футболу «Кожаный мяч» и «Мини-футбол в школу», а также в товарищеских матчах и турнирах по мини-футболу, волейболу и баскетболу. Необходимо продолжать работу в этом направлении, при этом по возможности увеличивать количество выездов на различные соревнования. Спортивные результаты напрямую зависит от опыта выступления команд, поэтому необходимо постоянно искать возможности для участия школьных спортивных команд в соревнованиях различного уровня, при необходимости привлекая для решения этой задачи педагогов, родителей учащихся, социальных партнёров школы.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. «Увеличение количества школьных спортивных команд».

Для решения задачи увеличения охвата учащихся спортивной деятельностью необходимо рассматривать возможности создания новых школьных спортивных команд. Новые команды могут быть по тем же видам спорта, что и существующие, но другого пола или других возрастов (например, на данный момент из начальных классов создана только команда мальчиков по мини-футболу, можно сделать команду девочек). Другой вариант – создание команд по новым (т.е. пока не развиваемым у нас в школе) видам спорта. Возможный пример – школьная команда по настольному теннису (инвентарь для занятий этим видом спорта в школе имеется) или спортивным танцам. Для решения этой задачи должны быть привлечены члены Совета ШСК, родители учащихся, учителя.

НАПРАВЛЕНИЕ 4. «Информационное обеспечение школьной спортивной работы».

Мероприятия по направлению предусматривают своевременное и регулярное обновление школьных спортивных стендов, написание статей и заметок для публикаций на школьном сайте и социальных сетях, создание видероликов и презентаций о спортивных мероприятиях, организацию выставок спортивных достижений. В этой работе необходимо задействовать членов Совета ШСК.  

НАПРАВЛЕНИЕ 5. «Развитие материально-технической базы спортивного зала и спортивных площадок».

Для полноценного развития физической культуры и спорта в школе постоянно должна совершенствоваться материально-техническая база. Проблемы в этой направлении стоят наиболее остро, ведь для её решения нужны дополнительные финансовые средства. Например, мячи время от времени рвутся, приходят в негодность и их нужно заменять новыми. Это же касается и другого спортивного инвентаря и спортивной формы. Имеющиеся спортивные площадки и беговые дорожки на пришкольном стадионе нуждаются в постоянном уходе, а в случае привлечении достаточного финансирования – в реконструкции. Создание более комфортных условий на территории школы для занятия спортом – приоритетная задача для школы на ближайшие годы.

НАПРАВЛЕНИЕ 6. «Организация взаимодействия с социальными партнерами».

Объективно возможности любой образовательной системы в реализации специфических образовательных потребностей потребителей её услуг ограничены. Их расширение возможно за счет привлечения кадровых, организационных и материальных ресурсов социальных партнёров МОУ Квашёнковской СОШ.

В школе имеется богатый опыт взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, общественными организациями в физическом воспитании и спортивной подготовке обучающихся, формированию у них ценностей здоровья. Среди них Администрация Квашёнковского сельского поселения, районная администрация, районные комитеты по образованию, культуре и спорту, молодежной политики, общественные и другие организации.

Среди возможных направлений сотрудничества: формирование систематической согласованной программы проведения оздоровительных мероприятий различной направленности, молодежных социальных проектов воспитательной направленности, подготовке единого календаря спортивной и спортивно-массовой работы; объединение ресурсных возможностей в обеспечении физического воспитания детей и обучающихся; организации стажировок спортсменов  в группах  спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства; работа с родительской общественностью; расширение содержания и объема дополнительного образования спортивной направленности на базе образовательных учреждений различного уровня.

План мероприятий в рамках программы развития физической культуры и спорта.

Наименование мероприятия

Срок исполнения

1

Подготовить и привести в соответствие локальные акты, необходимые для эффективной реализации федеральных и региональных законов, постановлений Талдомского муниципального района, распоряжений по развитию физической культуры и спорта.

До сентября 2016 года, далее по мере необходимости

2

Собрание Совета ШСК

1 раз в четверть

3

Доработать Положения о школьной Спартакиаде, о конкурсах «Лучший спортивный класс», «Лучший спортсмен школы».

Сентябрь 2016

4

Разработка  годового календарного  плана физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе

Ежегодно август-сентябрь

5

Составление годового отчёта о спортивной работе в школе

Ежегодно май-июнь

6

Поддержание содержания спортивных стендов в актуальном состоянии.

Каждую неделю

7

Организация выставки спортивных достижений ШСК

2016-2018 гг

8

Подготовка материалов и информации по вопросам физической культуры и спорта для официального сайта школы.

1 раз в четверть

9

Публикация статей и заметок о спортивных событиях школы на школьном сайте и в социальных сетях.

Каждую неделю

10

Работы на базе школы спортивных секций по мини-футболу, волейболу, баскетболу.

2016-2018 гг

11

Организация выездных товарищеских матчей и турниров для подготовки команд к соревнованиям различного уровня

2016-2018 гг

12

Проведение общешкольных мероприятий по годовому календарному  плану физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.

2016-2018 гг

13

Участие школьных спортивных команд в Спартакиаде школьников Талдомского района.

2016-2018 гг

14

Участие школьных спортивных команд в различных региональных соревнованиях («Мини-футбол в школу», «Президентские состязания», областная Спартакиада школьников и др.)

2016-2018 гг

15

Организация  инвентаризации и технического контроля спортивного зала и спортивных площадок

2016-2018 гг

16

Приобретение оборудования и инвентаря, в том числе:

-        для оснащения спортивного зала;

-        для оснащения школьных спортивных площадок;

2016-2018 гг

17

Диагностика физического и психического развития учащихся.

ежегодно

18

Проведение классных часов спортивной тематики.

систематически

19

Организация выступлений групп поддержки школьных спортивных команд

2016-2018 гг

6. Ресурсное обеспечение программы.

Кадровые ресурсы: в школе работают 1 учитель физической культуры и 1 учитель ОБЖ.

Материально-технические ресурсы: спортивный зал размером 9 на 18 метров и высотой 6 метров, пришкольный стадион (3 спортивные площадки для мини-футбола, волейбола и баскетбола и беговые дорожки), инвентарь для занятий мини-футболом, волейболом, баскетболом, настольным теннисом, инвентарь для проведения различных спортивных мероприятий.

7. Ожидаемые результаты.

  • увеличение числа учащихся, регулярно занимающихся спортом;
  • улучшение состояния физического здоровья школьников, снижение заболеваемости за счет привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • улучшение результатов выступлений школьных команд в соревнованиях различного уровня;
  • повышение уровня обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем;
  • активизация работы Совета ШСК;
  • повышение степени информированности обучающихся и их родителей по вопросам спортивной работы школы;
  • повышения престижа ШСК среди учащихся и родителей.

8. Критерии и диагностика  эффективности реализации программы.

Критерии эффективности реализации программы:

  1. Доля учащихся, систематически участвующих в составе школьных команд в соревнованиях различного уровня.
  2. Доля учащихся, занимающихся в школьных спортивных секциях.
  3. Спортивные достижения школьных спортивных команд.
  4. Материально-техническая база для занятий спортом и тренировок школьных спортивных команд.

Оценка степени эффективности выполнения программы:

Наименование показателя

Целевой ориентир

1

Доля учащихся, систематически участвующих в составе школьных команд в соревнованиях различного уровня

75

2

Доля учащихся, занимающихся в школьных спортивных секциях

50

3

Место школы в общем зачёте Спартакиады школьников Талдомского района (в первой подгруппе).

3 место

4

Количество ежегодных участий школьных спортивных команд в соревнованиях различного уровня и товарищеских матчах

30

5

Количество ежегодных призовых мест школьных спортивных команд в соревнованиях различного уровня

10

6

Обеспеченность материально-техническим оборудованием для работы ШСК

100%

7

Количество социальных партнеров школы

10

10.                Материально-техническая база

Школьный спортзал: ширина – 9 метров, длина – 18 метров, высота – 6 метров, в 2013 году была сделана замена окон и полов, косметический ремонт, в 2016 году добавлены новые секции отопительной системы..

Пришкольный стадион:

  • Баскетбольная площадка: размер 16 X 28 метров, летом 2015 года обновлены щиты и кольца, бетонное покрытие в трещинах и разломах и нуждается в замене.
  • Беговые дорожки: круговая – 200 метров, прямая – 100 метров, покрытие – асфальтовое, в плохом состоянии, с трещинами и разломами, осенью 2015 года произведена очистка дорожек от земли и травы. Внутри круговой дорожки мини-футбольная и волейбольная площадки.
  • Волейбольная площадка: размер 9 X 18 метров, покрытие естественное травяное летом регулярно окашивается газонокосилкой-тележкой.
  • Мини-футбольная площадка: размер 30 X 20 метров, покрытие естественное травяное, летом регулярно окашивается газонокосилкой-тележкой, ворота 2X3 метра.
  • Спортивный городок: турники, рукоход, лабиринт, брусья и др., покрытие площадки травяное.

Спортивное оборудование и инвентарь:

Наименование

Кол-во

Кегля

27

Эстафетная палочка

4

Граната учебная тренировочная

2

Граната учебная 500 гр. (для девушек)

1

Граната учебная 700 гр. (для юношей)

4

Мяч для метания 150 гр.

2

Мяч набивной 1 кг

2

Бита бейсбольная для игры в лапту

1

Набор для игры в дартс

2

Комплект разметочных фишек

1

Конус разметочный зелёный

4

Конус разметочный жёлтый

4

Мяч теннисный

12

Мяч для метания

1

Сетка для настольного тенниса

1

Стол для настольного тенниса

1

Мяч волейбольный на растяжках

1

Мяч волейбольный

11

Мяч футбольный

6

Мяч мини-футбольный

8

Мяч баскетбольный

15

Обруч гимнастический малый

4

Ракетка для настольного тенниса

4

Щит баскетбольный с кольцом и сеткой (в зале)

2

Щит баскетбольный с кольцом и сеткой (на улице)

2

Сетка волейбольная для зала

1

Сетка волейбольная для улицы

1

Скамья гимнастическая

4

Турник настенный

1

Стенка гимнастическая

1

Доска маркерная

2

Сетка заградительная

1

Лыжи

15

Лыжные палки

14

Лыжные ботинки

10

Ворота хоккейные с сеткой

2

Маты гимнастические

14

Мостик гимнастический

1

Козёл гимнастический

1

Брусья гимнастические

1

Стойка для прыжков в высоту

2

Планка для прыжков в высоту

1

Канат 4 метра

2

10. Используемая литература.


 Скачать в формате doc

Программа развития школьного спортивного клуба